Про Умный поиск на hh.ru,
или Как мы учимся читать ваши мысли
Мы запустили Умный поиск в ноябре 2017 года. На тот момент понятия «машинное обучение» и «искусственный интеллект» уже прочно закрепились в корпоративном сознании: кто-то верил, что новые технологии помогут бизнесу, другие боялись роботов, а третьи стали использовать термины в рекламе, хайпа ради.

Зачем технологии ИИ применяются на hh.ru и почему они незаменимы для поиска работы и сотрудников, рассказываем в первой части гайда по Умному поиску.
Что такое Умный поиск и при чем тут Ангара

Саша Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru, пришел в команду из «Яндекса», где занимался веб-поиском. До этого долго работал в Касперском.

Когда он вместе с командой начал внедрять технологии машинного обучения на hh.ru, мы сразу поняли — дело серьезное. И назвали все, чем занимаются ребята, не иначе как Умным поиском.

В команде поиска 20 человек, больше половины — дата-сайентисты или, буквально, «ученые по данным». Это такие программисты-аналитики, которые изучают огромные объемы данных: ищут в них закономерности, строят математические модели, ставят эксперименты, придумывают и внедряют рекомендации.
Профессия дата-сайентиста появилась недавно и уже стала одной из самых востребованных. И это не удивительно: хорошие специалисты в этой области могут взять массив данных и превратить его в реальную ценность для бизнеса.
Например, дата-сайентисты могут проанализировать показатели на производстве и подсказать, как улучшить выработку. Или изучить транзакции в онлайн-магазине и помочь сделать так, чтобы вы не ушли без покупки.

На hh.ru дата-сайентисты занимаются всеми поисками и рекомендательными системами. По количеству серверов эти сервисы небольшие, зато по сложности сравнимы с известными поисковиками.

Работодательские алгоритмы hh.ru — это горы, а соискательские — реки. Мы любим географические названия за то, что они хорошо запоминаются.

В команде нет руководителя и подчиненных, ребята придумывают и проверяют гипотезы вместе. Каждый привносит свое: у одного черный пояс по программированию, у другого — по математической статистике, один крут в экспериментах, другой — в тестировании, а кто-то лучше всех знает, как помочь пользователям. Саша верит, что отсутствие иерархии помогает думать и решать быстрее.
Зачем мы делаем Умный поиск, несмотря на ошибки
Ценность, которую производит команда Умного поиска, мы формулируем так: «Сделать поиск работы и сотрудников простым, быстрым и приятным». Чтобы нажал на кнопку и сразу нашел самую подходящую работу или самого подходящего сотрудника.

Звучит как алхимия, но машинное обучение — именно та технология, которая может превратить эту мечту в реальность. С помощью нее и больших данных hh.ru учится читать ваши мысли и догадываться о том, какой кандидат наиболее вероятно подойдет работодателю, и наоборот.

Для этого Умный поиск изучает характеристики и контекст каждого пользователя. В случае с рекрутером это более 200 признаков разных уровней: история поиска, кого просматривал и добавлял в «Избранное», кому отказывал или отправлял приглашение, и другие.
Данных для подобных вычислений на hh.ru более чем достаточно, но анализ пока не происходит по нажатию кнопки: требуются знания и время, чтобы составить математические модели, протестировать алгоритмы.

Тут, как в любом обучении, могут проскакивать ошибки. Именно поэтому соискатель на менеджера по продажам B2B иногда видит вакансии менеджера по продажам B2C, а рекрутер — повара холодного цеха вместо повара-сушиста.

Бывает, что алгоритм не улавливает индивидуальный контекст. Например, хотя многие водители и готовы работать персональными, конкретный может быть не готов. Чтобы понять это и доучиться, поиску нужно около 5 минут и несколько откликов кандидата.
Наши алгоритмы не умнее эйчаров и могут ошибаться. Зато они умеют находить в базе миллиарды подходящих резюме и вакансий для миллионов пользователей в день. Чтобы делать это вручную, потребовалось бы несколько сотен тысяч рекрутеров и карьерных консультантов.
Саша Сидоров, руководитель направления анализа данных hh.ru
Как правило, в выдачу попадает несколько нерелевантных результатов, что бывает и при поиске в «Яндексе» или Google. Но чем больше вы пользуетесь Умным поиском, тем лучше он вас знает и тем более точные результаты выдает.
Немного цифр вместо заключения
За год мы помогаем найти работу миллионам соискателей и подбираем сотрудников для 1 400 000 компаний. Мы считаем, что успех всех участников найма зависит от того, как мы делаем свою работу.
Поэтому мы продолжаем развивать Умный поиск, его удобство и инфраструктуру и надеемся, что у работодателей и соискателей будет уходить все меньше времени и сил, чтобы найти друг друга.
Интересна какая-то тема? Напишите нам, мы расскажем об этом
Нажимая кнопку «Отправить», вы соглашаетесь с обработкой персональных данных.